Законы семейных систем
- Закон принадлежности.
Каждый член семейной системы имеет право на принадлежность к ней.
Нарушение этого Порядка, т.е. исключение кого-либо из семейной системы приводит к тому, что другой член системы занимает его место, вынужденный повторять в некоторых деталях его судьбу и/или испытывать неясные ощущения «я не на своем месте», «не могу найти себя в жизни».
Под исключением понимается нежелание членов системы признавать полную принадлежность к ней других участников, например:
«твой отец тебя знать не хочет, мы найдем тебе нового папу»,
«твой дедушка был летчик и погиб на задании» (а на самом деле дедушка сидел в тюрьме и там погиб),
«был курортный роман, я даже не помню сейчас, как ее звали, она сказала что беременна, и я дал денег на аборт» (а женщина оставила ребенка, о котором никто не знает).
Таким образом, предки, которых “исключают” ( стараются не вспоминать), всячески напоминают о себе через потомков. Чаще всего через того человека в роду, который наиболее чувствителен, восприимчив, “все пропускает через себя”. Через таких представителей родовой системы энергия находит выход.
- Закон иерархии.
Важно соблюдение иерархии поколений, когда каждый в семье на своем месте: родители на месте родителей, партнеры — партнеров, дети — детей, но бывает, что роли путаются, и вот уже, например, мама ищет эмоциональную поддержку у ребенка. То есть ставит его на роль своей мамы/папы или партнера вместо того, чтобы искать поддержку у настоящей матери, подруги, психолога и так далее. Психологически ребенку всегда очень тяжело нести бремя родительских проблем и это плохо отражается уже в его судьбе.
Если в отношениях пары важен баланс «брать-давать», то смотря на несколько поколений семьи, мы понимаем, что жизнь течет дальше… И то, что дали нам наши родители, мы никогда не будем способны вернуть им в полной мере, даже если это только жизнь, поэтому мы возвращаем своим детям… Наши дети — в первую очередь будут обязаны перед своей жизнью и детьми, и только потом в старости перед нами. Наша судьба — это наша судьба. Такое понимание иерархии очень улучшает внутрисемейные отношения.
Партнер — это тот, кто находится “на одной ступеньке”, на одном уровне иерархии с нами, «равный нам», поэтому он ничего не должен как мама (безусловно любить, заботиться, прощать, угадывать желания) или как папа (содержать, опекать, решать все проблемы). В любовных отношениях люди часто хотят получить то, чего не дополучили от родителей. И здесь самое главное понимание — что это свободно выбранный союз.
Новая семейная система имеет приоритет перед старой.
Например, вступление в брак создает новую семейную систему для ребёнка, и эта система имеет приоритет перед его родительской системой. Нарушение этого Порядка (когда ребёнок остаётся в более сильной связи с родителями, чем с супругом и своими детьми) приводит к ослаблению и возможному распаду новой системы.
- Закон баланса между «брать и давать».
Если один член системы что-то даёт другому члену системы (либо что-то отнимает), это должно быть адекватно уравновешено. Дисбаланс приводит к ослаблению или распаду взаимосвязей в этой части системы. Берт Хеллингер говорит о «положительном уравновешивании», когда в ответ на пользу другой человек делает тоже пользу «и еще чуть-чуть больше», и взаимоотношения укрепляются и расширяются. В «отрицательном уравновешивании» в ответ на ущерб «виновником» принимаются последствия этого ущерба «но чуть меньше», и тогда для отношений сохраняется возможность восстановления через исчерпание последствий ущерба.
- Закон любви.
Энергия любви течет от предков к потомкам и никогда наоборот.
Это о том, что энергию мы должны отдавать детям. И жизнь свою посвящать детям, а не родителям. Я могу целыми днями думать о маме, вести с ней постоянные споры (даже если просто у себя в голове), заботиться о ней, как о маленькой девочке. И тогда мои дети не получат от меня энергии материнской любви. Потому что вся любовь начинает течь не в ту сторону, и детям не остается ничего.
Родителям нужно быть благодарными и относиться к ним с почтением.
Действие Порядков любви также не является жёстким и однозначным. Семейная система не анализируется на выполнение/невыполнение в ней этих порядков и логический поиск исключенных. Семейная система исследуется феноменологически, т.е. через расстановку и наблюдение того, что в ней проявляется. Поскольку каждая живая система уникальна и динамична.
Берт Хеллингер.